Linguistics Wiki
Advertisement

Диссимиляции (расподобленннння) - возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых или подобных звуков получаются два различных или менее подобных звука.

Диссимиляции могут касаться гласных, быть контактными или дистактными, регрессивными или прогрессивными, по различным признакам - способу и месту, подъему языка.

Примеры диссимиляций: февраль из феврарь, верблюд из велблюд.

Диэрезы[]

Диэрезы ) чаще всего имеют ассимилятивную основу и заключаются в устранении звука в некоторых позициях. Например, в северновеликорусских говорах устранается йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: бывает - бываат.

Особенно ярко это проявляется в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов: минералогия вместо минералология.

Эпентезы[]

Эпентезы (всавки) чаще имеют диссимилятивную основу. Они заключаются во

вставке звука между двумя подобными. Например: Ларивон из Ларион в просторечии, такой же природы йота в названиях некоторых стран: Италия, Индия.

Протезы[]

Протезы (надставки) являются разновидностью эпентез, но они вставляются не в середину, а в начало слова, например: восемь из осемь.

Метатезы[]

Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются, когда слово переходит из одного языка в другой, из городского литературного языка в диалекты, при освоении детьми речи взрослых:

  • футляр из нем. Futteral
  • ведьмедо медведь
  • макейка из скамейка

См. также[]

  • Реформатский А.А., "Введение в языкознание". § 37. Диссимиляции.
  • Там же. § 38. Прочие фонетические процессы.
Advertisement